1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №2 «Солнышко»
Принята:
на педагогическом совете
МБДОУ № 2 «Солнышко» «26» __08____ 2019 г.
Утверждаю:
заведующая МБДОУ №2 «Солнышко»
___________ Солотенкова Е. А.
«___» _____________
Приказ № _____________________--
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»
ОТ 2 -7 ЛЕТ
Разработала : Курячий Е. А.
музыкальный руководитель
высшей категории
г. Таштагол
2019 год
2
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3
1.1 Пояснительная записка................................................................................................................................................3
1.2 Принципы и подходы к формированию программы................................................................................................5
1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста..........................................................................................6
1.3.1. Возрастные особенности детей 2 -3 лет.................................................................................................................6
1.3.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет..................................................................................................................7
1.3.3. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет................................................................................................................7
1.3.4. Возрастные особенности детей 5-6 лет..................................................................................................................8
1.3.5. Возрастные особенности детей 6-7 лет..................................................................................................................8
1.4. Планируемые результаты освоения программы образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие»...........................................................................................................................................................................10
1.5. Планируемые результаты освоения программы детьми......................................................................................10
1.6. Система оценки результатов освоения программы...............................................................................................12
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
12
2.1. Проектирование воспитательно - образовательного процесса по реализации образовательной области
«Художественно- эстетическое развитие».....................................................................................................................12
2.2. Краткое описание различных форм, способов, методов и средств реализации программы............................13
2.3. Схема непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей дошкольного
возраста.............................................................................................................................................................................16
2.4. Схема непосредственной образовательной деятельности с применением.......................................................16
здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе.................................................................................16
2.5. Структура непосредственной образовательной деятельности, позволяющая обеспечить реализацию
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность).......................17
2.6. Содержание работы по музыкальному развитию..................................................................................................18
2.6.1. Для детей раннего дошкольного возраста от 2 до 3 лет....................................................................................18
2.6.2. Для детей от 3 до 4 лет...........................................................................................................................................19
2.6.3. Для детей от 4-5 лет................................................................................................................................................20
2.6.4. Для детей 5-6 лет....................................................................................................................................................21
2.6.5. Для детей 6-7 лет....................................................................................................................................................22
2.7. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей......................................................................24
2.8. Интеграция с другими образовательными областями..........................................................................................26
3
2.9. Технологии обучения................................................................................................................................................27
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
29
3.1. Расписание непосредственной образовательной деятельности..........................................................................29
3.2. Культурно-досуговая деятельность.........................................................................................................................31
3.3. Работа с родителями по музыкально-художественному развитию (музыкальная деятельность)...................32
3.4. Основные направления и формы взаимодействия с семьей................................................................................33
3.5. Работа с педагогами по музыкально-художественному развитию (музыкальная деятельность)....................34
3.6. Краткая презентация программы.............................................................................................................................35
3.7. Программно-методический комплекс образовательного процесса....................................................................37
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17
октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования"
в образовательной области
4
«Художественно – эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной
творческой музыкальной деятельности детей.
Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к
формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
художественно-эстетической деятельности;
возрастная
адекватность
дошкольного
образования
(соответствие
условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
-Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
-Закон об образовании 2013 - федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
-Приказ
МОиН
РФ
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013
г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N
26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций".
5
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе
обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного
возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта. В программе
сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2
до 7 лет
Цель рабочей программы
Формирование общей музыкальной культуры детей;
Развитие способности эмоционально воспринимать
развития
ребенка,
открывающих
возможности
для
музыку.
его
Создание условий
позитивной
социализации,
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах
деятельности.
Создание
условий для развития
музыкально-творческих
способностей
детей
дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности,
формирование привычки к здоровому образу жизни. Обеспечить каждому ребенку
укрепление психического и физического здоровья.
Задачи:
•
Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах
деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и
индивидуальных возможностей ребенка;
•
формировать начала музыкальной культуры дошкольников;
•
создать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной,
физически здоровой личности;
•
развивать способность слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
•
воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного края;
•
формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
•
создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие, каждого ребенка
1.2 Принципы и подходы к формированию программы
Программа
определенными
сформирована
федеральным
в
соответствии
государственным
с
принципами
и
подходами,
образовательным
стандартом
дошкольного образования. (далее Ф ГОС)
полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
6
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей,
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семей;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
возрастной
адекватности
дошкольного
образования
(соответствия
условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
1.3.1. Возрастные особенности детей 2 -3 лет
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности.
Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения
возрастных ступеней, — задача педагога. В противном случае иногда наблюдается
отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по
высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко
выполняет более младший.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
слуховое ощущение, музыкальный слух; качество и уровень эмоциональной отзывчивости на
музыку различного характера; простейшие навыки, действия в певческом и музыкальноритмическом исполнительстве.
При
восприятии
музыки
дети
проявляют ярко контрастные эмоции: веселое
оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы:
ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую
окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые
певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания
музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает притопывает,
кружится под звуки музыки.
7
1.3.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение
их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке,
элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся
эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает
музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять
выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части
произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё
становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки
тонкие, короткие. Голос ребёнка на сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому
репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают
непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он
воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость
на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке
происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и
интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше
почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется
игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных
звуков
и
их
отношений,
различают
красоту
звучания
различных
инструментов.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников
является
взаимосвязь
различных
видов
художественной
деятельности:
речевой,
музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы
осуществляется через регламентированную и нерегламентированную деятельность:
непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные,
тематические, авторские);
самостоятельная досуговая деятельность.
Специально
подобранный
музыкальный
репертуар
позволяет
обеспечить
рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить
утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия
строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкальнообразовательного
процесса.
Учет
качества
усвоения
программного
материала
осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным
1.3.3. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет
Дети этого возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную
любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между
8
явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к
музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста
наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная,
спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль,
скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске
Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую
звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы.
Налаживается вокально-слуховая координация.
Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений
(ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их
использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить
последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо
выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.
1.3.4. Возрастные особенности детей 5-6 лет
В этом возрасте дети на фоне их общего
качеству
результатов.
Они
способны
выделять
развития достигают новых
по
и сравнивать признаки отдельных
явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит
более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже
мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В
этом
возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но
и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят
танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски.
Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво,
протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым
обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок
говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».
Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая
координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны
различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей
пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный
тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых
детей звучат и более высокие звуки — до, ре - второй октавы.
1.3.5. Возрастные особенности детей 6-7 лет
Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название
группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности
детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6—7 лет на
9
вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют
эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как
танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково
звучит», «Люблю вальс -плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки).
Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение
(веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру:
бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной).
Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если одни дети (в
том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «веселогрустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального
искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека.
Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.
Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые
усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой
подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи).
Голосовой
аппарат
звукообразование
у
происходит
ребенка
6-7
за
счет
лет
укрепляется,
натяжения
однако
краев
певческое
связок,
поэтому
охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели
без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы
—до второй). Этот диапазон
индивидуальные
отклонения
особенности.
значительны.
наиболее удобен для многих детей, но могут быть и
В
В
певческом диапазоне детей данного
голосах
проявляется
возраста
напевность,
звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом
хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно.
Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего
выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает
еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития
музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить
себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр
подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое
отношение к музыке.
Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое
внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети овладевают
простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.); они
запоминают их устройство, по тембру различают звучания.
10
Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития.
Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если
сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных
детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются
своеобразным сочетанием
отдельных музыкальных способностей.
Так, при очень
качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в
танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к
творчеству. Следовательно, необходимо учитывать, как возрастные, так и индивидуальные
особенности детей.
1.4. Планируемые результаты освоения программы образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие»
В программе определены уровни развития музыкальности, в которых на основе целевых
ориентиров отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года
пребывания в детском саду:
сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
умение передавать выразительные музыкальные образы;
воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности
музыкальных произведений;
сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и
точность движений, пластичность);
умение
передавать
игровые
образы,
используя
песенные,
танцевальные
импровизации;
проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной
деятельности.
1.5. Планируемые результаты освоения программы детьми
•
К трём годам, ребёнок узнаёт знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий
– низкий).
•
Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
•
Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми
звуками музыки.
•
Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать
кисти рук.
•
Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
11
•
К четырём годам, ребёнок слушает музыкальное произведение до конца. Узнаёт
знакомые песни.
•
Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
•
Замечает изменения в звучании (тихо – громко).
•
Поёт, не отставая и не опережая других.
•
Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать
попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки,
платочки и т.п.).
•
Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
•
К пяти годам, ребёнок узнаёт песни по мелодии.
•
Различает звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).
•
Может петь протяжно, чётко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать
и заканчивать пение.
•
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их
соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
•
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по
кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с
куклами, игрушками, ленточками).
•
Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
•
К шести годам ребёнок различает жанры музыкальных произведений (марш, танец,
песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
•
Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
•
Может петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; отчётливо произносить слова,
своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального
инструмента.
•
Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
•
Умеет выполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в
прыжке, полуприседание с выставление ноги га пятку, шаг на всей ступне на месте, с
продвижением вперёд и в кружении).
•
Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая
другим детям.
•
Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.
•
К семи годам ребёнок узнаёт мелодию Государственного гимна РФ.
•
Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на
котором оно исполняется.
12
•
Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
•
Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).
•
Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя её выразительно, правильно
передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
•
Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
•
Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным
характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный
ритмический рисунок.
•
Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием,
пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).
•
Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.
•
Исполняет сольно и в ансамбле на ударных инструментах несложные песни и мелодии.
1.6. Система оценки результатов освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностик и (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются
основой
объективной
оценки
соответствия,
установленным
требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей. Педагогическая диагностика проводится
в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной
деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики карты наблюдений детского
развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для
решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
оптимизации работы с группой детей.
Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2
раза в год
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Проектирование воспитательно - образовательного процесса по
реализации образовательной области «Художественно- эстетическое
развитие»
13
Организация учебного процесса в МБДОУ регламентируется: учебным планом,
годовым календарным учебным графиком, расписанием непосредственной образовательной
деятельности (далее НОД), циклограммами различных видов деятельности воспитателя с
детьми и циклограммой деятельности музыкального руководителя. Учебный план занимает
важное место при реализации рабочей программы. Он скоординирован с учетом
требованием санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нагрузка на детей не
превышает предельно допустимую норму. В соответствии с проектом примерной основной
образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО, а также с
санитарными правилами НОД организуется в течение всего календарного года. Учебный
план состоит из обязательной части и формируемой участниками образовательного процесса
части.
Обязательная
часть
полностью
реализует
федеральный
государственный
образовательный стандарт дошкольного образования и включает НОД, позволяя обеспечить
реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
2.2. Краткое описание различных форм, способов, методов и средств
реализации программы
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в
детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность
взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования)
и детей в повседневной жизни МБОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения;
самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя
основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности
детей традиционно являются музыкальные занятия. Музыкальные занятия имеют несколько
разновидностей. От форм организации зависит обучение и музыкальное развитие детей, так
как каждая форма несёт свою нагрузку.
Виды занятий.
1.
Индивидуальные
музыкальные
занятия
2. Подгрупповые
музыкальные
занятия
3. Фронтальные
занятие
4. Объединенные
Характеристика.
Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего
дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю.
Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и
развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального
исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном
воспитании и развитии.
Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста
дошкольников.
Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит
от возрастных возможностей воспитанников.
Организуются с детьми нескольких возрастных групп.
14
занятия
5.Типовое (или
традиционное)
музыкальное
занятия
6. Доминантное
занятие
7. Тематическое
музыкальное
занятие
8. Комплексные
музыкальные
занятия
9.
Интегрированные
занятия
Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие.
исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование.
Структура музыкального занятия может варьироваться.
Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное
на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство,
чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды
музыкальной деятельности, но при одном условии – каждая из них направлена на
совершенствование доминирующей способности у ребенка).
Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов
музыкальной деятельности детей.
Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи,
литературы, театра, архитектуры. Их цель – объединять разные виды художественной
деятельности детей (музыкальную, театрализованную, художественно- речевую,
продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов
искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств.
Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения
(интеграцией)содержание разных образовательных областей программы, различных
видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую
очередь идеи или темы, какого – либо явления, образа.
15
Образовательная
область
Направление
ХудожественноЭстетическое
развитие
Музыкальная
деятельность
Формы
Совместная деятельность
НОД групповая
НОД
Образовательная
индивидуальная деятельность в ходе
режимных
моментов
Методы и
Методы и
Методы и приемы:
приемы:
приемы:
наглядный наглядный практический рассматривание
рассматривание
разучивание
иллюстраций к
иллюстраций к
сольных
музыкальным
музыкальным
песен,
произведениям;
произведениям;
инсценировок,
практический–
словесный танцев.
слушание.
беседы о
Средства: пение,
Средства: пение,
композиторах,
музыкальнослушание,
практический ритмические
музыкальнопрослушивание,
движения, игра
ритмические
разучивание и
на
движения.
повторение песен, музыкальных
инсценировка
инструментах.
песен.
Средства: пение,
слушание,
музыкальноритмические
движения,
музыкальнодидактические
игры,
игра на
музыкальных
инструментах.
Самостоятельная
деятельность
Взаимодействие
с
семьей
Методы и
приемы:
наглядный –
рассматривание
иллюстраций к
музыкальным
произведениям;
практический –
прослушивание,
заучивание и
повторение
песен.
Средства:
пение,
слушание,
музыкальнодидактические
игры, игра на
музыкальных
инструментах
Формы:
консультации,
рекомендации,
памятки, папкипередвижки,
анкетирование,
концерты,
утренники,
развлечения
совместные с
родителями,
фотовыставки.
16
2.3. Схема непосредственной образовательной деятельности по
музыкальному развитию детей дошкольного возраста
1. Вступительная часть
Музыкально-ритмические упражнения
Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных
движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть
Слушание музыки
Цель – приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих
художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение
Цель – развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без
напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на
знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения,
музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть
Пляска и игра. Цель – доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство
радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание
посещать их.
2.4. Схема непосредственной образовательной деятельности с применением
здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе
I вариант
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Вводная ходьба (1 мин.)
Валеологическая песня-распевка с самомассажем (2 мин.)
Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушений осанки (5 мин.)
Активное слушание музыки (3 мин.)
Артикуляционная гимнастика (1мин)
Пение, песенное творчество (физкультминутка – пальчиковая игра) (7 мин.)
Пляска, танцевальное творчество (5 мин.)
Речевые музыкальные игры, хороводы. (4 мин)
II Вариант
1. Спокойный вход музыкотерапия с музыкально-ритмическими упражнениями (4
мин.)
2. Валеологическая песня-распевка)
3. Слушание музыки, дыхательная гимнастика (5 мин.)
4. Самомассаж, (2 мин.)
5. Пение, песенное творчество, аккомпанирование на музыкальных инструментах (6
мин)
6. Игры: музыкально-дидактические, речевые, коардинационно-подвижные(4мин.)
7. Пляски, танцевальное творчество (5 мин.)
8. Психогимнастика, музыкотерапии
17
2.5. Структура непосредственной образовательной деятельности,
позволяющая обеспечить реализацию образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)
Музыкальная деятельность детей осуществляется в непосредственно-образовательной
деятельности.
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
через решение следующих задач:
Развивать
музыкальные
и
творческие
способности
дошкольников
используя
здоровьесберегающие технологии;
формировать начала музыкальной культуры,
создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной,
физически здоровой личности;
создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
ознакомление
с
музыкальными
произведениями,
их
запоминание,
накопление
музыкальных впечатлений;
развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их
выразительности; формирование музыкального вкуса;
развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «ПЕНИЕ»
формирование у детей певческих умений и навыков;
обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и
самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения,
звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим
ритмичности движений;
обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения;
наиболее яркими средствами музыкальной выразительности;
развитие пространственных и временных ориентировок;
18
обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и
упражнения;
развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
становление
и
развитие
волевых
качеств:
выдержка,
настойчивость,
целеустремленность, усидчивость.
развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального
вкуса.
знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное,
импровизация на детских музыкальных инструментах)
развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
способствовать активизации фантазии ребенка,
развивать стремление к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам
форм для воплощения своего замысла;
развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к
импровизации на детских музыкальных инструментах.
2.6. Содержание работы по музыкальному развитию
2.6.1. Для детей раннего дошкольного возраста от 2 до 3 лет
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения.
Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни,
музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально
реагировать на содержание.
Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика,
фортепьяно, металлофона).
Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение
подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному
пению.
Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность
восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и
19
воспроизводить
движения,
показываемые
взрослым
(хлопать,
притопывать
ногой,
полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с
началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка
прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках,
тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в
кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания
песни.
2.6.2. Для детей от 3 до 4 лет
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Познакомить
с
тремя
музыкальными
жанрами:
песней,
танцем,
маршем.
Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые
песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на
нее реагировать.
Слушание. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер
музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.
Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы,
замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских
музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан,
бубен, металлофон и др.).
Пение. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в
диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова,
передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество. Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баюбаю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и
грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические
движения.
Учить
двигаться
в
соответствии
с
двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало
звучания музыки и ее окончание.
Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать
вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно
двумя ногами и одной ногой.
Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку
ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами,
игрушками и без них.
20
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи
игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка,
ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное
выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Учить, более точно выполнять
движения, передающие характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми
детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном,
погремушкой, барабаном, а также их звучанием.
Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
2.6.3. Для детей от 4-5 лет
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать
эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ
музыкальной культуры.
Слушание. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться,
дослушивать произведение до конца).
Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать
свои впечатления о прослушанном.
Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко,
медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в
пределах сексты, септимы).
Пение. Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно,
подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать
дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать
концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить
петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество. Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни
и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?»,
«Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмические движения. Продолжать формировать у детей навык
ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой
музыки.
Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по
одному и в парах.
21
Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и
на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга
врассыпную и обратно), подскоки.
Продолжать совершенствовать у детей навыки основных движений (ходьба:
«торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий, стремительный).
Развитие
танцевально-игрового
творчества.
Способствовать
развитию
эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки,
падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный,
хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).
Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах. Формировать умение подыгрывать
простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
2.6.4. Для детей 5-6 лет
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной
и современной музыкой.
Продолжать
развивать
музыкальные
способности
детей:
звуковысотный,
ритмический, тембровый, динамический слух.
Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и
импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности
детей.
Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным
фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания
музыкальных инструментов
(клавишно-ударные и струнные:
фортепиано,
скрипка,
виолончель, балалайка).
Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от
«ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между
музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать
песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением
и без него.
Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен
разного характера.
Развивать песенный музыкальный вкус.
22
Песенное творчество. Учить импровизировать мелодию на заданный текст.
Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную,
задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма, умение передавать
через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
Учить
свободно
ориентироваться
в
пространстве,
выполнять
простейшие
перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу,
менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Способствовать
формированию
навыков
исполнения
танцевальных
движений
(поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с
продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных
животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных
игровых ситуациях.
Музыкально-игровое
и
танцевальное
творчество.
Развивать
танцевальное
творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, проявляя самостоятельность в
творчестве. Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.
Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие
мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и
небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.
Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям
2.6.5. Для детей 6-7 лет
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный
вкус.
Продолжать
обогащать
музыкальные
впечатления
детей,
вызывать
яркий
эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков
движения под музыку.
Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Слушание. Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах
квинты- терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать
музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
23
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера,
концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.
Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.
Пение. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до
первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы;
обращать внимание на артикуляцию (дикцию).
Закреплять
умение
петь
самостоятельно,
индивидуально
и
коллективно,
с
музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество. Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в
качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на
заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные
пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения. Способствовать дальнейшему развитию
навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в
соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоциональнообразное содержание.
Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.).
Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного
исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Способствовать развитию
творческой
активности
детей
в
доступных
видах
музыкальной
исполнительской
деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.).
Учить
импровизировать
под
музыку
соответствующего
характера
(лыжник,
конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.).
Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно
действовать с воображаемыми предметами. Учить самостоятельно искать способ передачи в
движениях музыкальных образов.
Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и
самостоятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальными
произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Учить
играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах,
русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках;
исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
24
2.7. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей
Такая деятельность возникает по инициативе детей, без участия взрослого или при незначительной помощи педагога. В основе
самостоятельной музыкальной деятельности ребенка лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными
впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой. И не менее важный мотив самовыразиться, самореализоваться
через взаимодействие с музыкальным искусством. Важно помочь ребенку осознать поставленные перед ним задачи, вникнуть в суть
предложенных заданий, поддержать стремление выполнить их, подобрать нужные способы и решения. В этом и заключается формирование
самостоятельной деятельности дошкольников, освоение ими способов самостоятельных действий. От разнообразия форм организации
самостоятельной деятельности детей зависит её характер – воспроизводящая она или творческая.
Вид
музыкальной
деятельности
Слушание
Задачи формирования деятельности
Формы, методы и приемы организации самостоятельной
музыкальной деятельности
Развитие способности слушать и
вслушиваться в музыкальное произведение.
Развитие умений различать характер
музыкального произведения,
характеризовать музыкальный образ,
соотносить его с миром природы и
человеческих взаимоотношений, миром
чувств и переживаний. Развитие умений
определять жанр и форму музыкального
произведения, автора. Поддерживать
музыкальные впечатления детей, и читаем
музыку». Развивать умение эстетической
оценки музыкальных произведений,
способность эмоционально, образно
высказывать о ней, рассуждать. Обогащение
музыкального опыта способами выражения
музыкальных впечатлений от воспринятой
Игровые проблемы и поисковые ситуации,
звучание музыкальных произведений. связанные с музыкой.
Беседы и рассказы о музыке. Музыкальная викторина Досуг «Угадай
мелодию». Музыкальные игры «На что похожа музыка»,
«Слушаем и рисуем музыку», «Слушаем и играем в музыку», «Слушаем
музыку и читаем», Игры- фантазирования или воображаемые ситуации.
Музыкальные игры-сопереживания. Музыкальное цветомоделирование.
Музыкальное рисование. Игры-инсценировки, игры-настроения, игры –
размышления. Проектная деятельность «Моя любимая песня» или
25
музыки.
Исполнительство
Развитие восприятия вокальных
(пение)
произведений. Формирование любимого
песенного репертуара. Развитие
музыкально-исполнительских умений для
осуществления певческой деятельности.
Развитие песенного творчества
МузыкальноМузыкально-ритмическая деятельность:
ритмическая
Развитие умений подбирать движения в
деятельность.
соответствии с характером и образом
музыкального произведения. Развитие
умений исполнительства характерных
танцев. Развитие творческого воображения
Игра на детских
Игры на детских музыкальных
музыкальных
инструментах:
инструментах)
Развитие умений элементарного
музицирования. Развитие умения подбирать
знакомые мелодии и сочинять несложные
ритмические композиции)
«Песни нашей группы» Музыкальный конкурс «Голос»
«Музыкальная минута славы». «Битва дуэтов» (хоров). Сочиняем музыку,
песню, к сказке, истории. Интонационные игры-импровизации и игры на
звукоподражание. Вокально-речевые игры. Музыкальные игрыимпровизации (сочини мелодию, сочини музыку к своему стихотворению
Танцевальные игры-импровизации.
Проектная деятельность «Танцуют все!»
Проблемные и поисковые ситуации с использованием музыкальных
инструментов. Музыкально-дидактические игры. Игры «Озвучиваем
персонаж», «Озвучиваем стихотворение».
Музыкальная сказка, игра-инсценировка.
26
2.8. Интеграция с другими образовательными областями
Интеграция образовательных областей способствует целостному развитию личности
ребенка: наряду с обучением различным видам музыкальной деятельности, предусмотрена
работа педагога по формированию нравственной сферы воспитанника, развитию
способностей музыкальных (общих и специальных, творческих, художественных,
интеллектуальных, физических, познавательных процессов, воспитанию качеств, которые, в
свою очередь, обеспечивают успешность овладения дошкольниками основ музыкального
искусства.
«Физическое
развитие»
«Познавательное
развитие»
«Социальнокоммуникативное
развитие»
«Художественноэстетическое
развитие»
«Речевое развитие»
развитие физических качеств в музыкально-ритмической
деятельности, использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей, формирование представлений о здоровом образе жизни,
релаксация;
формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное
развитие, формирование целостной картины мира в сфере
музыкального искусства, творчества
развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области
музыки; развитие всех компонентов
устной речи в
театрализованной
деятельности;
практическое
овладение
воспитанниками нормами речи;
формирование представлений о музыкальной культуре и
музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности;
формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности
к мировому сообществу
развитие детского творчества, приобщение к различным видам
искусства, использование художественных произведений для
обогащения содержания занятий по музыкальному развитию детей.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, развитие детского творчества.
использование музыкальных произведений с целью усиления
эмоционального восприятия детской художественной литературы,
развитие артикуляционного аппарата, развитие слухового
восприятия; развитие активного словаря.
27
2.9. Технологии обучения
игровая технология;
технология, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов);
технология проблемного обучения;
технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
проектная технология.
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и
соответствуют принципам полноты и достаточности
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к
познавательной деятельности;
постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность
действий;
игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она
передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала
обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому
освоению изучаемой дисциплины;
цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется
заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности
личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающаяся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной
потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и
организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
обучение с учётом закономерностей детского развития;
опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие
(ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная
самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и
осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение
знаниями, умениями и навыками;
целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов
самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по
содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим
методическим особенностям;
проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций,
активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний,
анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за
отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
28
позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их
деятельность;
уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и
оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную
интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в
собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников
совместной деятельности;
неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является
диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен
идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок;
ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
сотрудничество
непосредственно
связано
с
понятием
–
активность.
Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой
действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление
подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор
развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными,
свободными,
раскованными,
учатся
самоорганизации,
самодеятельности,
самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и
задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметнопространственной среды;
особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему,
проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в
обсуждение путей решения поставленной проблемы;
способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется
через детальную разработку проблемы (технологию);
интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого
проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
завершение процесса овладения определенной областью практического или
теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Здоровьесберегающие технологии, используемые на музыкальных занятиях
Валеологические песенки-распевки. Доступные для восприятия и воспроизведения
тексты распевок (авторы М.Л. Лазарев, М.Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный
лад) поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на
занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются
самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями,
звучащими жестами.
Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих
способностей детей. Целью методики, разработанной Б. Толкачевым и А. Стрельниковой,
является формирование осознанного управления всеми фазами акта дыхания через
тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате
проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели
диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных,
полноценных движений органов артикуляции, способствуют тренировке мышц речевого
аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений животных.
Игровой массаж также используется на музыкально-валеологических занятиях в
детском саду. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.
Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.
29
Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает
защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует
вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и
ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях
пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся под музыку
(попевки, песенки, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев
пальчикового театра). Мелодия подбирается с учетом возраста детей. Аккомпанировать
таким играм можно на фортепиано, на металлофоне, ксилофоне или использовать звучание
шумовых инструментов.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи,
но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с
речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика,
артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Использование речевых игр на
музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем
комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность
речи детей, двигательную активность. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст
поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский
фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение,
сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при
участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика
вносит в речевое музыцирование пантомимические и театральные возможности.
Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического
рисунка, содержанием текста (потешка про зайчика не должна произноситься в
сопровождении медленной мелодии в низком регистре, а образу Медведя не подойдет
скачкообразное движение высоких звуков).
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе
их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под
соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание
стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон)
формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением
психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает
напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Расписание непосредственной образовательной деятельности
30
Понедельник
Вторник
10.20 – 10.50 подготовительная группа
15.20 – 15.45 старшая группа
15.50 – 16.05 2 младшая группа
Среда
Четверг
15.30 – 15.45 2 младшая группа
15.50 – 16.15 старшая группа
16.20 – 16.50 подготовительная группа
Пятница
31
3.2. Культурно-досуговая деятельность
Культурно-досуговые
мероприятия
–
неотъемлемая
часть
в
деятельности
дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел
способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает
комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С
праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках
детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые.
Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.
Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического
воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности,
принято определять, как явление эстетикосоциальное, интегрированное и комплексное.
Массовость,
эмоциональная
приподнятость,
красочность,
соединение
фольклора
с
современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более
полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и
формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.
Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью
формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на
психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.
Праздники и культурно-досуговая деятельность в ДОУ рассчитаны на детей в
возрасте от 3 до 7 лет. Нужно учитывать и детскую непосредственность малышей, их
постоянную готовность к "чуду" и социально-педагогическую особенность старших
дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных
особенностей детей составлен праздничный календарь, (приложение 1) в соответствии с
которым те или иные мероприятия проводятся открыто в музыкальном зале или в группах.
Перспективное планирование праздников и развлечений для детей дошкольного
возраста
Цель: формирование положительных эмоций у дошкольников.
Задачи:
формирование мотивации к музыкальной деятельности через пение, движение, игру,
творчество и музицирование;
формирование у детей мотивации к творчеству через театрализацию;
формирование мотивации к музыкальной деятельности через знакомство с
художественно-выразительными особенностями русских
традиций и народных праздничных гуляний;
32
знакомство детей с особенностями русских традиций и народных праздничных
гуляний;
знакомство детей с традициями игры на народных инструментах;
обогащение словарного запаса ребенка.
3.3. Работа с родителями по музыкально-художественному развитию
(музыкальная деятельность)
Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Важность семейного воспитания в
процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения. Главной должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между
педагогами
и родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе, по созданию
благоприятных условий для развития музыкальных способности детей дошкольного
возраста.
Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детскими
садом и семьей, и предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.
Очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, вопервых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у
родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого,
непосредственного общения со своим малышом.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования
музыкальных способностей детей можно использовать такие формы работы:
тестирование и анкетирование;
педагогические консультации, доклады, лекции по вопросам музыкального развития
ребенка в семье, которые реализуются на
родительских собраниях;
индивидуальное консультирование;
занятия – практикумы по ознакомлению с методами и приемами музыкального
развития детей,
проведение совместных праздников и развлечений
введение традиций
создание домашней фонотеки.
В процессе работы с родителями использовать вспомогательные средства. Совместно с
воспитателями организовывать специальные «музыкальные уголки», информационные
стенды, тематические выставки книг. В «родительском уголке» размещать полезную
информацию, которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить,
33
пока их дети одеваются. В качестве информационного материала размещать статьи
специалистов, взятые из разных журналов, книг, конкретные советы, актуальные для
родителей, пальчиковые игры, слова песен, хороводов. Приглашать взрослых на
индивидуальные занятия с их ребенком, где они имеют возможность увидеть, чем и как мы
занимаемся, что можно закрепить дома. В течение года в детском саду проводить «День
открытых дверей» для родителей. Посещение
режимных моментов и НОД, в том числе и музыкальной.
Задача музыкального руководителя – раскрыть перед родителями важные стороны
музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства,
заинтересовать, увлечь творческим
процессом развития гармоничного
становления
личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
3.4. Основные направления и формы взаимодействия с семьей
Направления работы
Формы взаимодействия
Знакомство с семьёй
Анкетирование родителей (законных представителей)
Информирование
родителей (законных
представителей)
о ходе образовательного
процесса
Педагогическое
просвещение
родителей
Совместная
деятельность
Оформление информационных стендов.
Размещение информации на сайте МБОУ.
Организация выставок детского творчества.
Создание памяток.
Дни открытых дверей. Открытые мероприятия.
Родительские собрания (общие и групповые)
Организация «школы для родителей» (консультации,
семинары, семинары-практикумы, мастер-классы,
тренинги).
Вечера вопросов и ответов.
Заседания «круглого стола».
Дистанционное консультирование (на сайте МБДОУ)
Участие в подготовке и проведении праздников, других
мероприятий.
Участие в конкурсах.
Участие в проектной деятельности.
34
3.5. Работа с педагогами по музыкально-художественному развитию
(музыкальная деятельность)
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду,следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно
петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных
инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в
воспитании детей.
Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для
всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень
хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на
металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять
процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает
с детьми, а именно – воспитатель. Активность воспитателя является непременным условием
качественного проведения музыкального занятия. Знания и умения, полученные на занятиях,
закрепляются детьми в повседневной жизни.
В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию
музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель
35
3.6. Краткая презентация программы
Настоящая программа является приложением к ООП МБДОУ детский сад №8
«Рябинка», которая разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в РФ»
(ст.12 п.5, ст.30, п.1) и обязательного минимума содержания основной общеобразовательной
программы МБДОУ. Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013
года), Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»), действующим законодательством и локальными
актами МБДОУ. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации
(ст.14 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется
из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар –
является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с
календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально –
ориентированных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
образовательных
потребностей разных категорий детей.
Цель: формирование основ музыкальной культуры дошкольников, развитие музыкальных
творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности с учетом
его индивидуальных возможностей.
Задачи:
приобщать к музыкальному искусству;
развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и
понимания музыкального искусства;
воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии
музыкальных произведений;
формировать основы гармоничного развития (развитие слуха,
голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии,
развитие
индивидуальных музыкальных способностей);
приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой
музыкальной культуре;
развивать коммуникативные способности;
развивать детское творчество во всех видах музыкальной
деятельности.
36
обеспечить
эмоционально-психологическое
охрану и укрепление здоровья детей.
благополучие,
37
3.7. Программно-методический комплекс образовательного процесса
1. От рождения до школы» Основная образовательная программа /Под. ред.
М.А.Васильевой. – 4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г
2. Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы»
вторая младшая группа. – Волгоград. Учитель 2014г.
3. Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия. Средняя группа» - Изд. 2-е – Волгоград:
Учитель 2014г.
4. Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия. Старшая группа» Волгоград: Учитель 2013г.
5. Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия. Подготовительная группа. – Изд 2-е
Волгоград: Учитель. 2014г
6. Арсеневская О.Н. Музыкальные занятия первая младшая группа» Изд. 2-е –
Волгоград: Учитель 2014г.
7. Арсеневская О.Н «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду:
занятия, игры, упражнения. Учитель, 2013г
8. Бодраченко И.В. «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет» - М.: Айрис –
пресс, 2009г.
9. Бодраченко И.В. «Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет» - М.: Айрис –
пресс, 2009г.
10. Бекина С.И. «Музыка и движение (упражнении, игры, пляски для детей 5-6 лет М.:
Просвещение 1983г
11. Бекина С.И. «Музыка и движение (упражнении, игры, пляски для детей 6-7 лет М.:
Просвещение 1987г
12. Девятова Т.Н. Звук-волшебник» - Материалы образовательной программы по
музыкальному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Линка-пресс
Москва 2006г
13. Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. «Музыкальное воспитание в детском саду младшая
группа» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016г.
14. Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. «Музыкальное воспитание в детском саду 2-7 лет» - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016г.
15. Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. «Музыкальное воспитание в детском саду 4-5 лет» - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2017г.
16. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.: МозаикаСинтез, 2005-2010.
17. Зимина А.Н. Китаева Н.К. «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста»
Издательство «Гном и Д» - 2014г.
18. Зарецкая Н.В. «Танцы для детей дошкольного возраста» пособие для практических
работников ДОУ –М.: Айрис-пресс 2005г
19. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. «Танцы в детском саду – М.: Айрис-пресс, 2003г
20. Зимина А.Н. «Мы играем и сочиняем» Музыкальное воспитание детей 5-7 лет М.:
Издательство «Ювента» 2002г
21. Картушина М.Ю. «Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей 1
младшей группы – 2008г
22. Комарова Т.С. «Народное искусство детям 3-7 лет». – М:, МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016г.
23. Луконина Н.Н, Чадова Л.Е. «Физкультурные праздники в детском саду. –М: Айрис –
пресс, 2004г
38
24. Макшанцева Е.Д. «Детские забавы» Книга для воспитателя и музыкального
руководителя детского сада – М.: Просвещение. 1991г
25. «Методика музыкального воспитания в детском саду по редакции Н.А.Ветлугиной
Москва Просвещение 1989г
26. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
27. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Популярное
пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1998.
28. ОрловаТ.М., Бекина С.И – «Учите детей петь» Песни и упражнения для развития
голоса у детей 5-6 лет: М.: Просвещение 1987г
29. ОрловаТ.М., Бекина С.И – «Учите детей петь» Песни и упражнения для развития
голоса у детей 3-5 лет: М.: Просвещение 1987г
30. ОрловаТ.М., Бекина С.И – «Учите детей петь» Песни и упражнения для развития
голоса у детей 6-7 лет: М.: Просвещение 1988г
31. Петрова В.А. «Музыка - малышам». М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ -2001г 2001 книга для
воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М: Просвещение 1990г
32. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры» – М.: Айрис Пресс, 2004.
33. Радынова О.П. «Слушаем музыку» Ки к занятиям с дошкольниками по слушанию
музыки – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ Тарасова К.В. Рубан Т.Г. «Дети слушают музыку
музыку» Методические рекомендаци
34. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» Танцевально-игровая гимнастика для
детей» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2007г