Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Солнышко»
(МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко»)
ПРИНЯТО
Педагогический совет
Протокол №____
Дата рассмотрения
«____»________2022г.
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ детский сад №2
«Солнышко» _______Е.А.Солотенкова
Приказ №____ от «____»_______2022г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной
(наименование направленности программы )
Волонтерское движение «Солнышки - лучики добра» в ДОУ
как средство эффективной социализации дошкольников.
Срок освоения программы: 1 год
Возрастная категория воспитанников: 6-7 лет
Автор- составитель:
Н.Г Солыкова
воспитатель
г. Таштагол 2022
Содержание
I
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II
2.1.
2.2.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
2.3.
Формы аттестации.
2.4.
Оценочные материалы.
2.5.
Методические материалы.
2.6.
Список литературы.
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Содержание программы.
Ожидаемые результаты.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график.
Условия реализации программы.
Приложение.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы: Стремительные политические, социальноэкономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали
условия
для
частичной
подменны
духовно-нравственных
ценностей
материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос
о создании волонтерского движения в детском саду как социальном
институте, который должен готовить к жизни. Объединяя родителей
(законных представителей), педагогов и детей, деятельностью, которая
продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
-к более эффективному формированию у дошкольников милосердия,
ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско-родительских (законных представителей) отношений
и умению работать в команде.
Для
волонтера
ценны
такие
качества
как
трудолюбие,
доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к
природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим
детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить
добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовнонравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без
напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого,
интересного для себя.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в
ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную
деятельность,
где
они
выступают
инициаторами
и
организаторами
позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем
социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет
расти у детей самоуважение к себе.
Сегодня на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых
подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его
взаимодействие с семьей и другими социальными институтами. Делается
акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации
развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится
потребность в педагоге-профессионале, способном к сотрудничеству.
Одной из эффективных форм такого сотрудничества, на мой взгляд, это
- организация волонтерского движения в группе с привлечением родителей
(законных представителей).
При взаимодействии с родителями (законными представителями)
используются различные формы работы, такие как: занятия по интересам;
помощь в организации выставок; организация праздников для своих детей и
многое другое, исходя из инициатив родителей (законных представителей).
В нашей группе взаимодействие с семьями стала традиционным
направлением.
Родители (законные
представители) вместе
с
детьми
участвуют в конкурсах, акциях, экскурсиях и многое другое. Это так, но
волонтерское движение – это нечто особенное.
Организация волонтерского движения в нашей группе, при активном
участии педагогов, родителей (законных представителей) - это уникальная
возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности
ребенка, его нравственных качеств.
Перед нами стала проблема: отсутствие опыта у детей старшего
дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции,
связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их
целостности и многообразии.
Для
решения
данной
проблемы
разработана
дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа.
Направленность (профиль)программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волонтерское движение «Солнышки- лучики добра» имеет социальногуманитарную направленность.
Нормативно – правовые документы. Данная программа разработана
на
основе
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих
организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:
с законами РФ и распоряжения правительства РФ
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября
2014г.
№
1726р
«Об
утверждении
Концепции
развития
дополнительного образования детей»
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и
добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009г.;
с документами Министерства образования и науки РФ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам дошкольного образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №
09–3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ»
с документами Федеральных служб
постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26
«Об
утверждении
эпидемиологические
СанПиН
требования
2.4.1.3049-13
к
устройству,
«Санитарносодержанию
организации режима работы в дошкольных организациях»;
и
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений»;
с региональными документами
Законом
Кемеровской
области «Об образовании в Кемеровской
области» от 28.12.2000 г №110-03;
с локальными документами
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 2 «Солнышко» г. Таштагола.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
направленности на воспитание гражданского сознания обучающихся,
патриотизма,
формирование
социально-значимых
компетенций.
Комплексное изучение деятельности волонтеров, не ограниченное каким-то
одним направлением. Такой подход позволяет обучающимся получить
определенный опыт по организации социально значимой деятельности,
сформировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской
деятельности.
Новизна программы состоит в том, что организация волонтерского
движения предполагается в условиях детского сада.
Отличительные особенности программы: Отличительная особенность
программы
заключается
в
развитии
добровольческого
движения,
в
получении обучающимися новых знаний, развитии навыков общественной
деятельности,
формировании
нравственных
ценностей,
активной
гражданской позиции.
Адресат программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста,
рассчитана на 1 год обучения.
Периодичность занятий – 4 раза в неделю с сентября по май.
Продолжительность занятий
физиологическими
2.4.1.3049-13.
–
особенностями
30
минут,
возраста
время,
детей
предусмотренное
согласно
СанПиН
Форма обучения – очная.
Организационные формы обучения
Основная форма организации обучения- коллективная, индивидуальная,
групповая и другие.
Виды занятий - беседа, презентации, игра, акция, флеш-моб, мастер-классы.
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная (проведение обучающих занятий)
-Коллективная (Акции, флеш-мобы, мастер-классы)
1.2. Цели, задачи программы
Цель: Развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.
Задачи:
1. расширить представления о волонтерском движении у детей 6 -7 лет,
педагогов
детского
сада,
родителей
(законных
представителей)
воспитанников детского сада;
2. дать практические навыки участия в волонтерском движении всем
участникам образовательного процесса;
3. формировать у детей позитивные установки на добровольческую
деятельность;
4. воспитать толерантное отношение к другим людям независимо от
культурной среды и этнической принадлежности;
5. создание условий для реализации основных направлений ФГОС
дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного
образования;
6. развитие коммуникативных навыков детей;
1.3. Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Месяц
Сентябрь
Периодичность
проведения
занятий в месяц
4
Октябрь
4
Ноябрь
4
Декабрь
4
Январь
4
Февраль
4
Март
4
Апрель
4
Май
4
Продолжительность
Темы
занятия
в минутах
1/30мин
1.
Диагностическоознакомительное.
2. Организация работы
волонтерского движения.
3. С днем дошкольного
работника.
4. Мой любимый детский
сад.
1/30мин
5.Поделись своею
добротой.
6.День пожилого человека.
7.День здоровья.
8.День отца.
1/30мин
9. День волшебства.
10.Для тебя любимая.
11.Мы хотим вам пожелать.
12.День добрых дел.
1/30мин
13.Друзья спорта.
14.Снежинки.
15.Спасем лесную
красавицу.
16.Накормите птиц зимой.
1/30мин
17.Маленькие обитатели
нашей планеты.
18.Внимание пешеход.
19.Мы за здоровый образ
жизни.
20.Как я забочусь о
младшем брате (сестре).
1/30мин
21. «Волшебники в мире
детей».
22.С 23 февраля.
23.Быстрее, сильнее, выше.
24.Зимнии забавы.
1/30мин
25.Для самых нежных.
26.День добрых дел.
27.День здоровья.
28.Урок безопасности.
1/30мин
29.Делу-время, потехи-час.
30.Теремок.
31.День добрых дел.
32. «Русская горница».
1/30мин
33.Георгиевская ленточка.
34. 9 Мая.
35.Бросим умный взгляд на
мусор.
36.Как я помогаю маме.
Итого за год:
18 часов
36
Содержание программы.
1. Изучение литературы, составление плана.
2. Организация работы волонтерского движения.
3. «Мой любимый детский сад»
Практика: Изготовление стенгазеты ко Дню дошкольного работника.
4. «С днем дошкольного работника»
Практика: Видеопоздравление для сотрудников ДОУ с Днем
дошкольного работника.
5. «Поделись своею добротой»
Практика: Акция ко дню пожилого человека.
6. День пожилого человека.
Практика: Изготовление подарков для бывших сотрудников ДОУ.
7. «День здоровья».
Практика: Проведение утренней гимнастики с детьми 1 младшей
группы.
8. «День отца».
Практика: Изготовление открытки для пап.
9. «День волшебства».
Практика: Драматизация для воспитанников ДОУ сказка «Репка».
10. «Для тебя любимая».
Практика: Изготовление подарка для мам, бабушек ко дню матери.
11. «Мы хотим вам пожелать».
Практика: Видеопоздравление ко дню матери.
12. «День добрых дел».
Практика: Оказание помощи в расчистке дорожки от снега на
участке младшей группы.
13. «Друзья спорта».
Практика: Акция «Веселые старты» совместно с детьми старшей
группы.
14. «Снежинки».
Практика: Помощь в украшении группы к Новому году.
15. «Спасем лесную красавицу».
Практика: Акция. Оформление выставки рисунков в защиту от
вырубки деревьев.
16. «Накормите птиц зимой».
Практика: Акция по изготовлению кормушек для птиц.
17. «Маленькие обитатели нашей планеты».
Практика: Выставка рисунков животных, птиц нашей планеты.
18. «Внимание пешеход».
Практика: Изготовление памяток по правилам ПДД.
19. «Мы за здоровый образ жизни».
Практика: Изготовление плаката правила здорового образа жизни.
20. «Как я забочусь о младшем брате (Сестре).
Практика: Акция. Создание видеоролика как дети помогают своим
младшим братьям или сестрам.
21. «Волшебники в мире детей».
Практика: Организация игровой деятельности с детьми старшей
группы.
22. «С 23 февраля».
Практика: Видеопоздравление ко Дню защитника отечества.
23. «Быстрей, сильнее, выше».
Практика: Спортивный праздник, посвященный дню защитника
отечества.
24. «Зимние забавы».
Практика: Организация совместных игр на улице (игра в снежки,
катание на санках)
25. «Для самых нежных».
Практика: Видеопоздравление для женщин к празднику 8 Марта.
26. «День добрых дел».
Практика: Помочь малышам одеться на прогулку, убрать игрушки
по местам.
27. «День здоровья».
Практика: Проведение физминуток в младших группах.
28. «Урок безопасности».
Практика: Чтение стихотворений про безопасность для детей
старшей группы.
29. «Делу-время, потехи- час».
Практика: Помощь в рыхлении снега на участке ДОУ.
30. «Теремок».
Практика: Театрализованное представление сказки «Теремок» для
воспитанников ДОУ.
31. «Русская горница».
Практика: Экскурсия в мини музей ДОУ.
32. «День добрых дел».
Практика: Помочь малышам навести порядок в игровом уголке.
33. «Георгиевская ленточка».
Практика: Организация и проведение акции ко дню Победы.
34. «9 МАЯ».
Практика: Изготовление подарков ко дню Победы для ветеранов
Великой Отечественной Войны.
35. «Бросим умный взгляд на мусор».
Практика: Акция. Благоустройство территории ДОУ.
36. «Как я помогаю маме».
Практика: Видеоролик. Фотографии детей как они помогают маме
по дому.
1.4. Планируемые результаты программы
- развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников,
их родителей (законных представителей)
и сотрудников образовательного
учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых
услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию
выполняющих эту деятельность добровольцев.
- в результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие
дошкольники
получат
новые
знания
о
волонтёрском
движении,
а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях.
- мероприятия в рамках программы позволят сформировать такие качества
личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в
здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к
природе,
милосердие,
что
будет
являться
направленности личности ребёнка в дальнейшем.
основой
волонтёрской
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
На 2022-2023 уч. год
ДООП – Волонтерское движение «Солнышки- лучики добра» в ДОУ
как средство эффективной социализации дошкольников.
Стартовый уровень (36 часов)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
(подготовительная группа)
Волонтерское движение «Солнышки- лучики добра»
Наименование темы
Практика
1.Диагностическое ознакомление
2. Организация работы волонтерского движения.
3.С днем дошкольного работника.
4.Мой любимый детский сад.
5. «Поделись своею добротой»
6. «День пожилого человека»
7. День здоровья.
8. День отца
9. День волшебства.
10. Для тебя любимая.
11. Мы хотим вам пожелать.
12. День добрых дел.
13. Друзья спорта.
14.Снежинки.
15.Спасаемлесную красавицу.
16. Накормите птиц зимой.
17. Маленькие обитатели нашей планеты.
18. Внимание пешеход.
19. Мы за здоровый образ жизни.
20. Как я забочусь о младшем брате (сестре).
21. Волшебники в мире детства.
22. С 23 февраля.
23.Быстрее, выше, сильнее.
24. Зимние забавы.
25. Для самых нежных.
26. День добрых дел.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
4
4
4
4
4
4
4
27. День здоровья.
28. Урок безопасности.
29. Делу-время, потехе-час.
30.Теремок.
31.День добрых дел.
32.Русская горница.
33.Георгтевская ленточка.
34. 9 МАЯ.
35. Бросим умный взгляд на мусор.
36.Как я помогаю маме.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
4
2.2 Условия реализации программы.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения
занятий.
Игровой
метод
придаёт
образовательной
деятельности
привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения
упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию
мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 36 учебных занятия. Занятия проводятся 1
раз в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных
требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Условия, необходимые для реализации Программы.
-
Добровольное участие детей.
-
Наполняемость: 10-12 детей старшего
возраста
-
дошкольного
в подгруппе.
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической
паузой.
-
Продолжительность
непосредственной
организованной
образовательной деятельности 25 - 30 минут.
-
Регулярность
проведения непосредственной
организованной образовательной деятельности– 1 раз в неделю, в
первой половине дня.
-
Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в
год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).
-
Создание
и
поддержание
в
ходе
непосредственной
организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного
фона.
-
Соблюдение
санитарно-гигиенических
норм (освещение,
проветривание, время проведения).
Материальнотехническое
обеспечение
ноутбук – 1шт;
телевизор – 1 шт
принтер – 1 шт.
Расходные материалы для принтера: чернила: комплект (4 шт).
бумага 2 пачки
Информационное
обеспечение.
Учебно-тематическое планирование и нормативные документы,
беседа, рассказ, трудовая акция, уличная акция, творческая
мастерская, экскурсия, встреча, игра - деловая, анимационная,
имитационная методический материал для стенда, набор
инструментов для практической деятельности.
Раздаточный
материал
Кадровое
обеспечение
Дидактические игры, воздушные шарики, цветы, маски для
драматизации сказок, краски, фломастеры, карандаши.
Педагог, воспитанники, родители (законные представители).
2.3 Форма аттестации.
Форма контроля усвоения Программы
Виды
Содержание
Методы
контроля
Вводный
Сроки
контроля
Области интересов и
диагностика
склонностей
способностей и
Сентябрь
интересов
обучающихся.
Текущий
Освоение материала
опрос, тестирование,
творческая работа,
В течение года
Творческий потенциал
проектная работа,
воспитанников
педагогическое
В течении года
наблюдение;
Оценка самостоятельности,
педагогический
1 раз в
возможностей к самоконтролю.
анализ творческих
полугодие
работ, мероприятий
обучающихся,
организованных в
выбранном формате
Итоговый
Контроль выполнения
проведение
поставленных задач, уровень
интерактивного
познавательного развития и
конкурса
самостоятельности
педагогический
Май
анализ результатов
Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения
обучающимися содержания образовательной программы за весь период
обучения. Форма итоговой аттестации: квест игра «Я - волонтер!».
2.4
Оценочный материал.
Мониторинг реализации программы будет осуществляться через:
- анкетирование всех участников программы (волонтеров);
- количественный анализ результатов проведенных мероприятий с
показателем охвата участников;
- мониторинг достижений волонтёров, волонтерского объединения в
целом.
Оценка участия в акциях, конкурсах, мероприятиях.
Если обучающийся принял участие в мероприятиях: более 70% от
общего количества, то он получает 5 баллов;
70% - 50% - 4 балла;
50%40%-3балла;
менее40% -2балла.
Ф
О.
И Балл
за Балл
анкетирование
за
участие
в Общий балл
Уровень
мероприятиях
Общие результаты мониторинга заносятся в единую таблицу
Определение уровня:
1. Высокий - 17 - 20 баллов
2. Средний - 11-16 баллов
3. Низкий - менее 10 баллов.
Критериями
успешной
проявления
поведения,
личностных
качеств:
коммуникабельность,
реализации
говорящие
мотивация
о
к
программы
можно
сформированности
добровольческой
толерантность,
считать
следующих
деятельности,
креативность,
умение
взаимодействовать в группе.
2.5.
Методические материалы.
При работе с детьми, образовательный процесс предполагает диалектическое
единство содержания, методов и организационных форм обучения:
- игровой (сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность);
- наглядно-словесный (беседы, презентации);
- практический (акции, оформление памяток, создание видеороликов)
Литература.
Список используемой литературы.
1. Ильясова
А.А.
Основы
духовно-нравственного
воспитания
дошкольника.- М.: «Академия развития», 2008.
2. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. – М.,
- 2006.
3. Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного
развития детей. М.: ТЦ «Сфера», 2007.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия
развития», 2009.
5. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно.- М.:
«Просвещение», 2009.
6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия. Игры. Пособие
для практических работников дошкольных учреждений. – М: АРКИ,
1999.
7. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитаем с детства.- М., 2002.
8. 500 лучших детских игр/ Сост. А.Г. Бочарова, Т.М. Горева, В.Я.Окунь.М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002.
9. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. - Мозырь: ООО ИД
«Белый Ветер»,2004.
10. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: «Прометей»,
2003.
11. Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития
дошкольников / Сост. О.Л. Князева. — М.: Мозайка- Синтез, 2005.
Приложение.
Практическая работа №1 Поздравительная открытка
1. Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни
пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и
ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста.
2. Воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного
отношения к жизни.
Практическая работа №2 Создание стенгазеты «Мой любимый детский
сад»
1. Создание плаката, с целью воспитание активной гражданской
позиции
2. Умение планировать и организовать волонтерскую деятельность.
Практическая работа №3 Поздравительная открытка
1. Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей
пожилого возраста 2. Формирование чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам.